Рулевое управление предназначено для обеспечения движения автомобиля в заданном водителем направлении.
Рулевое управление современного автомобиля имеет следующее устройство: рулевое колесо с рулевой колонкой; рулевой механизм; рулевой привод.
Рулевое колесо воспринимает от водителя усилия, необходимые для изменения направления движения, и передает их через рулевую колонку рулевому механизму. Диаметр рулевого колеса легковых автомобилей находится в пределе 380 - 425 мм, грузовых автомобилей – 440 – 550 мм. Рулевое колесо спортивных автомобилей имеет меньший диаметр.
Рулевой механизм предназначен для увеличения, приложенного к рулевому колесу усилия, и передачи его рулевому приводу. В качестве рулевого механизма используются различные типы редукторов. Наибольшее распространение на легковых автомобилях получили реечные рулевые механизмы.
Рулевой привод предназначен для передачи усилия, необходимого для поворота, от рулевого механизма к колесам. Механический рулевой привод представляет собой систему тяг, рычагов и шарниров.
Конструкция рулевого управления зависит от типа подвески управляемых колес.
Для уменьшения усилий, необходимых для поворота рулевого колеса, в рулевом приводе применяются усилители рулевого управления. В зависимости от типа привода различают следующие виды усилителей рулевого управления: гидравлический; электрический; пневматический.
Большинство современных автомобилей имеют гидравлический усилитель рулевого управления (другое название – гидроусилитель руля). Разновидностью гидроусилителя является электрогидравлический усилитель рулевого управления.
В последние годы на автомобилях все шире применяется электрический усилитель рулевого управления (другое название – электроусилитель руля).
По принципу действия современные усилители разделяются на адаптивные и неадаптивные. Адаптивный усилитель рулевого управления изменяет усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, в зависимости от скорости автомобиля.