Коробка передач является конструктивным элементом трансмиссии автомобиля. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля, а также длительного разъединения двигателя от трансмиссии.
В зависимости от принципа действия различают следующие типы коробок передач: ступенчатые; бесступенчатые; комбинированные.
Тип коробки передач во многом определяет тип трансмиссии.
К ступенчатым коробкам передач относятся: механическая коробка переключения передач (сокращенное наименование – МКПП); роботизированная коробка передач (другое наименование – автоматизированная коробка передач).
Механическая коробка передач имеет ручное переключение. В зависимости от числа ступеней различают следующие конструкции: четырехступенчатая коробка передач; пятиступенчатая коробка передач; шестиступенчатая коробка передач; семиступенчатая коробка передач; и более.
Роботизированная коробка передач имеет автоматизированное управление. Известными конструкциями роботизированных коробок передач являются коробки передач DSG (Direct Shift Gearbox), SMG (Sequential M Gearbox), Изитроник.
К бесступенчатым коробкам передач относятся вариаторы. Передаточное число в вариаторах изменяется, в отличие от ступенчатых коробок, плавно. Это достигается за счет гидравлического или механического преобразования крутящего момента. Известными конструкциями вариаторов являются Мультитроник, Экстроид.
Комбинированный принцип действия используется в автоматической коробке переключения передач (сокращенное наименование – АКПП, обиходное название – коробка-автомат). Классическая автоматическая коробка передач включает гидротрансформатор, заменяющий сцепление, и механическую коробку передач (обычно планетарный редуктор). На ряде конструкций автоматической коробки передач предусмотрена имитация ручного переключения передач: Типтроник, Стептроник.
Разновидностью автоматической коробки передач является т.н. адаптивная коробка передач, учитывающая стиль вождения конкретного человека.